Окно XV
1980
Дерево, оргалит, эмаль
Представитель советского неофициального искусства, вырос в семье художников. С детства понимающий силу художественного образа, использовал живопись как способ исследования своего главного интереса — границы между реальностью и грёзой. Его творческие поиски наиболее ярко выражены в серии с окнами, над которой он работал на протяжении нескольких десятилетий. Персональные выставки Чуйкова проходили в культурных институциях по всему миру, а его произведения находятся в собраниях крупнейших отечественных и международных музеев.
Изначально само окно доминировало над сюжетом — сквозь оконный проём зритель мог созерцать композицию по ту сторону.
Созданием «окон» Чуйков начал заниматься в конце шестидесятых. Он увидел старые оконные рамы на лестничной клетке у своего друга и использовал их для первых работ «оконной» серии.
Но к середине 1970-х годов изображение переместилось на оконную раму, полностью её покрывая. В этом произведении пейзаж стремится стать частью пространства зрителя, с одной стороны, подтверждая мысль художника, что картина — это «окно в мир», с другой стороны, ставя под сомнение возможность это окно открыть, поскольку оно уже стало частью мира.