Из серии «Сигнальная система»
1957–1962
Бумага, гуашь, акварель
Один из ярчайших представителей российского послевоенного беспредметного искусства. Злотников не состоял в неформальных арт-группах, он искал художественный метод в одиночку. В результате творческого поиска он выработал свой собственный художественный язык, который позволил ему осмыслить искусство как систему. На направление мыслей художника повлияли увлечение наукой и общение с друзьями-учёными: в своих абстракциях он руководствуется законами математики, но объектом его изучения становятся человеческие эмоции и ощущения. Работы Злотникова находятся в собраниях крупнейших российских музеев.
В экспонируемом произведении мы наблюдаем множество полярных элементов, вертикальных и горизонтальных, при этом их количество примерно одинаково, что говорит о ритмическом диссонансе и отсутствии какого-либо заданного направления; иными словами, в работе отсутствует движение, её мотивом является замирание.
В этом произведении отчётливо считывается мотив движения — ведь все линии здесь горизонтальные.
Из серии «Сигнальная система»
1957–1962
Бумага, гуашь, акварель
В 1956–1957 годах Злотников разрабатывает собственную «Сигнальную систему» в изобразительном искусстве, с помощью которого он пытался создать модель чувственных и моторных переживаний. В своих многочисленных рукописях художник расшифровывал, что означают те или иные символы. Злотников выделяет два плана исследования плоскости рисунка: один — динамический, а другой — смысловой и эмоциональный.
Подобные формы выбраны художником не просто так: Злотников рассматривает их как зрительную модель отрицания. Несмотря на кажущуюся разнородность форм и обилие элементов внутри полотна, в произведении отсутствует единая направленность движения, что подразумевает неопределённость. Геометрическая форма в левой части — оранжевый прямоугольник, запертый в другой, серый, — добавляет ощущение тревожности в общий фон восприятия картины.
Жёлтые линии и квадраты передают ощущение мягкости, а на передний план вырываются контрастные зелёные и серые элементы, некоторые из которых образуют новые фигуры, тем самым нарушая равновесие и создавая напряжение.