Пустая картина
1985
Мазонит, оргалит, масло, эмаль
Илья Кабаков — один из самых значимых художников московского концептуализма, пионер жанра «тотальной инсталляции», который предполагает полное погружение зрителя в сконструированную среду. Художник исследовал минорную обыденность советского человека, но при этом в его работах всегда находилось место непобедимой надежде на будущее. Произведения автора находятся в собраниях ведущих мировых художественных институций. С 1989 года работал в дуэте с Эмилией Кабаковой.
Для Кабакова пустота была активной единицей, которая питается окружающими её декорациями, заставляя их исчезнуть в себе; то есть, по сути, пустота есть сумма всего материального. Таким образом это произведение, которое визуально кажется лишённым сюжета, на самом деле поглотило множество образов, встретившихся автору на его творческом пути. Пустота, какой видит её Кабаков, встраивается в мотив дороги: в своём эссе «On the Subject of “The Void”» художник описывает, как, выходя из поезда на конечной остановке, пассажир смотрит в окно вагона на своё сидение и видит пустоту как итог уже завершённого путешествия — или как начало нового.