путевые
заметки
выставка произведений из
коллекции семьи Седых
г. Выкса
ул. Ленина,
д. 5
13.10.2025
26.02.2026
олег
Жизнь на краю (Старый фермерский дом)
1997
Холст, масло










1931–2013
Входил в круг советских нонконформистов. До 1980-х работал с Эриком Булатовым над иллюстрациями к детским книгам, что было характерно для представителей неофициального искусства. В своей художественной практике Васильев накладывал на слои реализма неизбежные для себя концептуальные и конструктивистские фрагменты. Воспоминания о разных местах, дороге к ним и доме были главным мотивом в творчестве художника. Работы Васильева хранятся в собраниях российских и зарубежных музеев.

васильев
Васильев в своих произведениях расширяет понятие пейзажа — он сознательно оставляет лакуны, которые зритель заполняет собственными переживаниями и воспоминаниями. Фермерский дом, стоящий на «краю», перед пустотой, заполняющей нижнюю половину холста, превращается в собирательный образ памяти. Это не просто архитектурные объекты — такие как жилой дом, сарай, хозяйственный блок, — а символы той самой жизни, о которой стремится рассказать автор. Как и во многих других своих произведениях, здесь Васильев передаёт слово зрителю, давая тому возможность предположить, на краю чего именно разместился этот дом.
Зимний лес 
2001
Холст, масло










Для Васильева пейзаж всегда был чем-то конкретным: художник изображал места, в которых бывал и которые хранил в памяти. В этом произведении характерный для Васильева свет становится мягче и стирает границу между небом и землёй. Те перестают быть отдельными элементами пейзажа и превращаются в почти нейтральный фон, некую сцену, где разворачивается действие. Главным героем становится лес: голые деревья, которые отпечатались в памяти художника, разрезают плоскость картины — мы не видим ни корней, ни верхушек. Эта усечённость создает ощущение междумирья, некоего пространства для размышлений и паузы.